Как правильно понять исходный текст
(Разработано на основе различных пособий по подготовке к ЕГЭ учителем русского языка Бычковой Наталией Михайловной, МОУ СОШ №1,г. Лобня, Московская область)
Текст
¯ 1. О чем?
( Ты увидишь тему.)
2. Какие вопросы рассматривает автор?
(Ты найдешь проблемы.)
¯ 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?
(Ты найдешь основную проблему текста.)
¯ 4. Зачем автор написал текст?
(Ты определишь цель.)
¯ 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель?
(Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)
¯ 6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
¯ 7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
(Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
Проблема, рассматриваемая автором, может быть
· Общественно значимой
· Социальной
· Философской
· Политической
· Идеологической
· Нравственной
· Межнациональной
· Морально-этической
· Злободневной
· Животрепещущей
· Актуальной
· Насущной
· Острой
· Важной
· Серьезной
· Острой
· Спорной
· Основной
· Глубокой
· Назревшей
· Наболевшей
· Первоочередной
· Главной
· Сложной и т.п.
Проблема может заставить читателя
· глубоко задуматься
· серьезно размышлять
· рассуждать вместе с автором
· лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
· серьезнее относиться к …
· переосмыслить свое отношение к …
· по-иному посмотреть на …
· поделиться мыслями о …
· оценить истинный масштаб чего-либо
· открыто выразить свое отношение к …
· оценить собственную позицию
· заняться самовоспитанием и т.п.
· с горечью понять, что …
· заняться ее глубоким изучением
Автор может
· посвящать свою статью …
· эмоционально воздействовать на читателя
· делать читателя своим союзником
· образно воссоздать картину происходящего
· передать глубину проблем
· раскрыть сущность поставленных проблем
· заставить читателя задуматься над проблемой
· подчеркнуть остроту поставленной проблемы
· видеть глубину и актуальность поставленных проблем
· обращаться к традициям русской литературы (жизни и т.д.)
· пытаться понять, почему …
· выражать мнение большинства
· ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
· приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
· говорить с тревогой о наболевших проблемах
· писать интересно и ново о старых проблемах
· призывать читателя к …
· «глаголом жечь сердца людей»
· открыто заявить о своей гражданской позиции
· стараться объяснить, почему …
· поднять в статье проблему, которая кажется ему наиболее интересной
· заставить переоценить отношение к …
· приглашать читателя к разговору о …
· убедительно доказывать, используя конкретные примеры
Авторская позиция может быть выражена
1. Четко и прямо
· В названии текста.
· В отдельных предложениях текста.
· Через ряд аргументов.
2. Через модальный план текста
· Риторические вопросы.
· Риторические восклицания.
· Порядок слов.
· Оценочную лексику.
· Лексические повторы.
· Вводные слова.
· Модальные частицы.
Языковые средства выразительности могут
1. Отражать
· позицию автора,
· авторское отношение к чему-либо,
· реальную картину происходящего,
· авторское чувство (гнев, радость, горечь, восхищение).
2. Передавать · эмоциональное состояние автора,
· глубокую заинтересованность,
· красоту мира (слова, природы и т.п.)
, · ощущение радости жизни (тревоги, боль и т.п.).
3. Делать
· авторскую мысль более точной (полной, убедительной, наглядной),
· текст динамичным, выразительным,
· выводы убедительными,
· авторскую речь живой.
4.Подчеркивать
· открытость чувств автора,
· контрастность изображаемых явлений,
· трагизм происходящего,
· особое отношение автора к …,
· типичность подобных явлений,
· основную мысль.
5. Помочь автору
· эмоционально воздействовать на читателя,
· усилить положительное или отрицательное отношение,
· образно воссоздать (описать) картину происходящего,
· заинтересовать читателя,
· эмоционально рассказать о герое ( о своем впечатлении и т.п.).
|