| Ализ художественного произведения
Эстетический анализ
В последнее время многие программы литературного образования в школе предлагают изучение художественного произведения как произведение искусства (эстетический анализ). Эстетика работает с категориями «прекрасного», «безобразного», «возвышенного», «комического», «трагического». Это сфера чувств. По мнению М.М. Бахтина, эстетический подход заключается в том, чтобы рассмотреть текст литературного произведения как «совокупность факторов художественного впечатления».
Под художественным впечатлением понимают воздействие на сферу чувств. Произведение должно затронуть душу, взволновать, рассердить, даже разъярить, успокоить, заставить хохотать – все что угодно, лишь бы читатель не остался равнодушным. Если читатель не получает от книги художественного впечатления, то его общение с писателем не состоится.
К эстетическому анализу относятся задания типа: «какие приемы использовал автор», «найдите средства художественной выразительности» и т.п.
Задача эстетического анализа – понять, в чем заключается красота произведения подлинного искусства, или, наоборот, найти, что в нем плохо, что не так, объяснить, почему нет гармонии.
Эстетический анализ может проводиться и с целью оценки текста произведения.
Лингвопоэтический подход
Лингвистическая поэтика – это наука на стыке языкознания и литературоведения. Она по самой своей сути направлена на то, чтобы путем анализа языка (строгими лингвистическими методами) объяснить суть возникающею эстетического эффекта или прийти к литературоведческим обобщениям.
Лингвистический анализ по своей сути – эстетический, его иногда так и называют: лингвоэстетический.
Лингвопоэтический анализ устанавливает, как план выражения (языковая форма текста) участвует в формировании его содержания. А содержание художественного текста – это уже область литературоведения. Поэтому лингвопоэтический и литературоведческий подходы тесно связаны.
Формальный анализ
Формальный анализ – наблюдение за формой.
Это необходимый, но только первый анализ-этап анализа художественного текста.
С «материалистической» точки зрения анализ текста – это описание особенностей формы художественного произведения: сколько в нем слов, какие это слова, в какие группы объединяются, как соединены, в какой последовательности.
Формальный анализ по своему существу – лингвистический. Он не выходит за рамки констатации факта: сколько чего и каких языковых явлений обнаруживается в тексте. К формальному анализу относятся и школьные задания типа: «Найдите синоним, односоставные предложения, глаголы совершенного вида, эпитеты » и т. д.
Содержательный анализ
Почему так устроен автором текст, а не иначе? – вот главный вопрос, которым руководствуется содержательный анализ. На уровне событий поступков героя нельзя останавливаться, что кто-то кого-то убил, надо попытаться понять, зачем автору понадобилось, чтобы кто-то кого-то убил.
Содержательный анализ может быть совершенно разным, в зависимости от выбранного «угла зрения» (подобно тому, как характеризировать человека можно с разных сторон: внук, ученик, пациент, телезритель, клиент и т. д. ).
Литературоведческий подход
Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т. д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т. д.
В рамках литературоведческого подхода анализируются средства художественной выразительности. Отсутствие их также может быть средством выразительности.
Анализ структуры литературного произведения заключается в том, чем определяется его композиция, - то есть сюжетное построение, расположение частей, их соотношение и т. д. Кроме сюжета анализируются и внесюжетные элементы: лирические отступления, вставные эпизоды.
При анализе сюжетного построения следует обратить особое внимание на пользование временем и местом в повествовании. Пространство, в котором происходит действие, может быть большим, а может сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство может быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым. Писатель творит и время, в котором протекает действие произведения. Оно может охватить столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно. Оно может интенсивно заполняться событиями или основываться «пустым», бессобытийным. Символично, если время в произведении движется от весеннего и летнего расцвета к осенней грусти. Такое течение времени характерно, к примеру, для мира тургеневской прозы.
При литературоведческом анализе рассматривается роль диалогов и монологов, портрета, пейзажа, интерьера и т. д.
Анализ персонажей, с данной точки зрения, предполагает систематизацию, группировку. Простейший случай – разделение всех действующих лиц на друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько.
Анализ «сверху вниз»
Означает, что сначала сообщается какая-та идея, имеющаяся в художественном тексте, которую и должен «подтвердить» анализ.
К примеру, заранее говорится: «Здесь поэт передает глубину и искренность чувства дружбы и любви». А затем дается задание: «Покажите, с помощью каких средств это происходит?» Это самый распространенный школьный подход.
Анализ «снизу вверх»
Означает отсутствие какой бы то ни было «руководящей идеи» в начале разбора текста. Истину приходится добывать самому.
Например , «покажите, как с помощью портрета и диалога автор изображает характер Екатерины II (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»). Из формулировки неясно, какой именно характер вырисовывается из портрета и диалогов. Только такой путь, строго говоря, и имеет право называться анализом.
Проблемно – тематический подход
Заключается в том, чтобы обнаружить, какая тема или проблема объединяет несколько разных произведений, которые не обязательно написаны одним автором, не обязательно относятся к одному направлению, к одной исторической эпохе.
Психологический подход
Имеет два основных направления: 1) при анализе образов того или иного произведения (как взрослеют герои повести «Детство» Л.Н.Толстого? какие черты характера присущи Моцарту в отличие от Сальери?); 2) при анализе авторской манеры (психологизм романов Толстого) - изображение писателем внутреннего мира героя: его чувств, переживаний, страхов, желаний, мыслей…
План анализа лирического произведения №1
1. Название стихотворения.
2. Дата его написания.
3. Комментарий к стихотворению (биографический, фактический).
4. Идейное содержание:
· тема
· идея
· проблема
· эмоциональная окраска чувств
5. Структура стихотворения:
· образы
· художественно-выразительные средства
· особенности ритмики (размер стиха)
· рифма
· строфика
· благозвучие
· звукопись (аллитерация, ассонанс)
6. Позиция автора стихотворения.
7. Позиция читателя.
План анализа лирического произведения №2
I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий. III. Жанровое своеобразие. IV. Идейное содержание: 1. Ведущая тема. 2. Основная мысль. 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Преобладание общественных или личных интонаций. V. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. 3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание. 4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. 5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. 6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа). 7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки. Схема анализа литературно-художественного произведения
1. История создания. 2. Тематика. 3. Проблематика. 4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос. 5. Жанровое своеобразие. 6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. 7. Центральные персонажи. 8. Сюжет и особенности строения конфликта. 9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. 10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения). 11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения. 12. Место произведения в творчестве писателя. 13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
| |