Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85
Форма входа
Ализ художественного произведения
 
Эстетический анализ
 
        В последнее время многие программы литературного образования в школе предлагают изучение художественного произведения как произведение искусства (эстетический анализ). Эстетика работает с категориями «прекрасного», «безобразного», «возвышенного», «комического», «трагического». Это сфера чувств. По мнению М.М. Бахтина, эстетический подход заключается в том, чтобы рассмотреть текст литературного произведения как «совокупность факторов художественного впечатления».
        Под художественным впечатлением понимают воздействие на сферу чувств. Произведение должно затронуть душу, взволновать, рассердить, даже разъярить, успокоить, заставить хохотать – все что угодно, лишь бы читатель не остался равнодушным. Если читатель не получает от книги художественного впечатления, то его общение с писателем не состоится.
        К эстетическому анализу относятся задания типа: «какие приемы использовал автор», «найдите средства художественной выразительности» и т.п.
       Задача эстетического анализа – понять, в чем заключается красота произведения подлинного искусства, или, наоборот, найти, что в нем плохо, что не так, объяснить, почему нет гармонии.
       Эстетический анализ может проводиться и с целью оценки текста произведения.
 
 
Лингвопоэтический подход
 
        Лингвистическая поэтика – это наука на стыке языкознания и литературоведения. Она по самой своей сути направлена на то, чтобы путем анализа языка (строгими лингвистическими методами) объяснить суть возникающею эстетического эффекта или прийти к литературоведческим обобщениям.
      Лингвистический анализ по своей сути – эстетический, его иногда так и называют: лингвоэстетический.
     Лингвопоэтический анализ устанавливает, как план выражения (языковая форма текста) участвует в формировании его содержания. А содержание художественного текста – это уже область литературоведения. Поэтому лингвопоэтический и литературоведческий подходы тесно связаны.
 
 
Формальный анализ
 
        Формальный анализ – наблюдение за формой.
       Это необходимый, но только первый анализ-этап анализа художественного текста.
       С «материалистической» точки зрения анализ текста – это описание особенностей формы художественного произведения: сколько в нем слов, какие это слова, в какие группы объединяются, как соединены, в какой последовательности.
       Формальный анализ по своему существу – лингвистический. Он не выходит за рамки констатации факта: сколько чего и каких языковых явлений обнаруживается в тексте. К формальному анализу относятся и школьные задания типа: «Найдите синоним, односоставные предложения, глаголы совершенного вида, эпитеты » и т. д.
 
 
 
Содержательный анализ
 
        Почему так устроен автором текст, а не иначе? – вот главный вопрос, которым руководствуется содержательный анализ. На уровне событий поступков героя нельзя останавливаться, что кто-то кого-то убил, надо попытаться понять, зачем автору понадобилось, чтобы кто-то кого-то убил.
       Содержательный анализ может быть совершенно разным, в зависимости от выбранного «угла зрения» (подобно тому, как характеризировать человека можно с разных сторон: внук, ученик, пациент, телезритель, клиент и т. д. ).
 
 
 
 
Литературоведческий подход
 
        Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т. д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т. д.
        В рамках литературоведческого подхода анализируются средства художественной выразительности. Отсутствие их также может быть средством выразительности.
        Анализ структуры литературного произведения заключается в том, чем определяется его композиция, - то есть сюжетное построение, расположение частей, их соотношение и т. д. Кроме сюжета анализируются и внесюжетные элементы: лирические отступления, вставные эпизоды.
        При анализе сюжетного построения следует обратить особое внимание на пользование временем и местом в повествовании. Пространство, в котором происходит действие, может быть большим, а может сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство может быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым. Писатель творит и время, в котором протекает действие произведения. Оно может охватить столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно. Оно может интенсивно заполняться событиями или основываться «пустым», бессобытийным. Символично, если время в произведении движется от весеннего и летнего расцвета к осенней грусти. Такое течение времени характерно, к примеру, для мира тургеневской прозы.
        При литературоведческом анализе рассматривается роль диалогов и монологов, портрета, пейзажа, интерьера и т. д.
        Анализ персонажей, с данной точки зрения, предполагает систематизацию, группировку. Простейший случай – разделение всех действующих лиц на друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько.
 
 
 
 
Анализ «сверху вниз»
 
        Означает, что сначала сообщается какая-та идея, имеющаяся в художественном тексте, которую и должен «подтвердить» анализ.
        К примеру, заранее говорится: «Здесь поэт передает глубину и искренность чувства дружбы и любви». А затем дается задание: «Покажите, с помощью каких средств это происходит?» Это самый распространенный школьный подход.
 
 
 
 
Анализ «снизу вверх»
 
        Означает отсутствие какой бы то ни было «руководящей идеи» в начале разбора текста. Истину приходится добывать самому.
        Например , «покажите, как с помощью портрета и диалога автор изображает характер Екатерины II (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»). Из формулировки неясно, какой именно характер вырисовывается из портрета и диалогов. Только такой путь, строго говоря, и имеет право называться анализом.
 
 
 
Проблемно – тематический подход
 
        Заключается в том, чтобы обнаружить, какая тема или проблема объединяет несколько разных произведений, которые не обязательно написаны одним автором, не обязательно относятся к одному направлению, к одной исторической эпохе.
 
 
 
 Психологический подход
 
        Имеет два основных направления: 1) при анализе образов того или иного произведения (как взрослеют герои повести «Детство» Л.Н.Толстого? какие черты характера присущи Моцарту в отличие от Сальери?); 2) при анализе авторской манеры (психологизм романов Толстого) - изображение писателем внутреннего мира героя: его чувств, переживаний, страхов, желаний, мыслей…
 
 
 
 
План анализа лирического произведения №1
 
         1. Название стихотворения.
         2. Дата его написания.
         3. Комментарий к стихотворению (биографический, фактический).
         4. Идейное содержание:
                 · тема
                 · идея
                 · проблема
                 · эмоциональная окраска чувств
         5. Структура стихотворения:
                 · образы
                 · художественно-выразительные средства
                 · особенности ритмики (размер стиха)
                 · рифма
                 · строфика
                 · благозвучие
                 · звукопись (аллитерация, ассонанс)
         6. Позиция автора стихотворения.
         7. Позиция читателя.
 
 
 
План анализа лирического произведения №2
 
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Схема анализа литературно-художественного произведения

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
 
 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Cайт 10 класса
  • Официальный блог
  • МБОУ "Индырчская СОШ"
  • Министерство образования и молодежной политики ЧР
  • Портал образования ЧР
  • Copyright MyCorp © 2024